Вторник, 25.07.2017, 13:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пряничный домик
Главная » Статьи » Мои статьи

На пути к горшку.

На пути к горшку.

Психолог-перинатолог Ж.В.Цареградская

Статья опубликована в журнале "Наш малыш", август 1999 г.

0 - 6 месяцев: Высадите меня!

У молодых родителей обычно создается впечатление, что свои большие и маленькие нужды ребенок справляет беспорядочно и не отдает себе в них отчета, реагируя только на дискомфорт от мокрых пеленок. Но стоит неспеленутому малышу в одной рубашечке побыть несколько дней на руках у мамы, кормиться грудью, как вы заметите: по-большому ребенок ходит или во время еды, ненадолго отрываясь от груди, или сразу после. О намерении пописать сообщает характерным плачем-хныканьем, кряхтением, "повышенной задумчивостью". Наблюдая за новорожденными и грудными детьми, мы выяснили, что они “просятся" даже ночью: покряхтывают, хнычут, ворочаются. И если мама не слышит, малыш может разразиться плачем. Вы, наверное, и сами видели: ребенок вдруг начинает плакать, будто у него что-то заболело - например, во время кормления, - и мама никак не может его утихомирить. Попробуйте в этот момент повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится. Мы предполагаем, что такое поведение новорожденного объясняется остатками первобытных инстинктов самосохранения: если мочиться и испражняться на маму, она будет источать запах, привлекательный для врагов. Значит, в целях выживания свои делишки надо делать так, чтобы мама и ребенок оставались сухими и чистыми.

6 - 8 месяцев: Хочу делать это сам

Научившись ползать, малыш часто стремится добиться независимости и в “туалетных” делах: сопротивляется “высаживанию”, старается делать свои делишки без свидетелей. Это очень важный этап: до сих пор в контроле за мочеиспусканием и дефекацией участвовала мама, а теперь ребенок сам учится контролировать свои отправления.

8 - 15 месяцев: Что со мною происходит?

Примерно в это же время обычно возникают игры с накаканным и написанным, которые приводят родителей в недоумение. А ребенку просто надо понять процессы, происходящие с его телом, надо разобраться, что это такое появляется, откуда и почему. Мы наблюдали, как дети щупают, рассматривают свои "произведения", причем любят делать это в одиночестве. Мы стараемся им в этом не мешать. Приучаем делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем. Чувствуя поддержку (какой молодец, как хорошо все сделал, давай вытрем тряпочкой), дети быстрее проходят этот этап - за 2-3 месяца. Но если малыш изучает не только свою дефекацию, но и реакцию мамы, такие игры могут растянуться на год и более.

15 - 18 месяцев: Я хочу в туалет!

Разобравшись с особенностями своего тела и установив связь между позывами и следующими за ними отправлениями, малыш начинает привлекать внимание окружающих к своим нуждам - "проситься". Он может взять маму за руку и отвести в то место, где она его высаживает, может заявить о своем желании определенными звуками.

С 18 месяцев: А как это делают все?

По нашим наблюдениям, ребенок начинает реагировать на горшок как на отхожее место тогда, когда между ним и мамой появляется некоторая дистанция, и он начинает воспринимать отношения между другими людьми и включать себя в эти отношения. Это происходит примерно с 1,5 до 2 лет. До этого времени мы не пытаемся “усадить” малыша на горшок. Сначала мы вводим горшок в интерьер. Хорошо, чтобы на нем посидел кто-то из старших детей, показал, как это делается. Мы окружаем горшок игрушками. Поначалу ребенок делает свои дела рядом с горшком, играя игрушками. Через некоторое время мы помогаем ему переместиться на горшок.

Формирование полового поведения.

Половое поведение человека формируется в несколько этапов:

Первый базовый этап - первые три года жизни ребенка. В это время ребенок устанавливает контроль за сфинктерами и социализи­рует функцию мочеиспускания и дефекации.

Второй этап - это идентификация с полом. Этот этап человек проходит в 5-7 лет и заключается он в том, что ребенок приобщает себя к мужскому или женскому полу.

Третий этап - это собственно половое поведение, которое фор­мируется у человека в юношеском возрасте.

Успешное прохождение каждого этапа обеспечивает сексуальное здоровье человека в течение всей его, жизни, в то время как отклоне­ния от естественной линии формирования полового поведения явля­ются основой для возникновения расстройств сексуального поведе­ния и сексопатологии. Особенно важен в этом отношении первый этап, поскольку успешность его прохождения является базовой ос­новой, обеспечивающей успешность прохождения всех последующих этапов. Первый этап наиболее сложен и ребенок осваивает его, по­степенно приобретая совершенно определенные навыки. Наша зада­ча описать, очередность действий ребенка, устанавливающего конт­роль за сфинктерами на первом году жизни.

1. Формирование и действие мочеиспускательного рефлекса, или «мама должна быть чистой». Плавая в околоплодных водах плод регулярно мочится, не испытывая при этом никаких ощущений. Функция мочеиспускания осуществляется для него точно также как работа печени или сердца, т.е. бессознательно. Во время родов при прохождении ребенком родовых путей у него возникает спазм сфинктеров, при этом младенец испытывает боль и страх. После рожде­ния при мочеиспускании и перед ним младенец плачет, испытывая спазм, связанный в его сознании с болью и страхом, пережитым в родах. Если снять напряжение, взяв малыша в удобную позу и по­хлопав ладонью по половым органам, то он замрет и спокойно опо­рожнится.

2.               Привязка функции к телу. Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки ноги, голова и т.д.
Примерно в 1,5-2 месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки и начинает внимательно слушать свое тело в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого момента малыш начинает понимать «Это происходит у меня!».

3.                 Связь между действием и продуктом действия. Примерно в 6-8 месяцев, когда малыш начинает перемещаться (ползать), он стара­ется, сделав свои делишки на полу или на кровати, отползти от это­го места и потрогать то, что он сделал, познакомиться с продуктом, который самостоятельно произвел. Таким образом, сделав пи-пи, малыш увлеченно хлопает по лужице рукой, а сделав а-а трогает и размазывает свое произведение.

4.              Установление визуального контроля. Примерно в 7-9 месяцев малыш начинает устанавливать визуальный контроль над функцией. Это выражается в том, что в момент испражнения и мочеиспускания он начинает нагибаться и заглядывать, чтобы понаблюдать за этими процессами.

5.              Овладение контролем над функцией. В этот период, который начинается в 12-15 месяцев, ребенок писает на разные поверхности и использует для этого разные емкости (на подушку, на коврик, на подстилку, на диванчик, в кошелек, в чашечку, в сковородку и т.д.).

6.                 Социализация функции. После 1,5 лет, чаще всего ближе к 2 годам, ребенка начинает интересовать, как это делают другие люди. Для этого он рвется к маме в туалет, внимательно наблюдает, как садится на горшок старший брат или сестра. Разобравшись с этим вопросом ребенок начинает организовывать свои естественные от­ правления около горшка и в конце концов садится на него.

7.        Ритуализация функции. После того, как ребенок стал садить­ся на горшок, он создает вокруг этого процесса целый ритуал. Преж­де, чем устроиться он приносит себе игрушки и книжки, садится в строго определенном месте, играет и затем в строго определенном порядке встает с горшка. Каждое действие ритуала священно и не подлежит изменению. Если это изменение произошло, ребенок реа­гирует на него очень болезненно.

8. Завершающий этап. Заключается в том, что акт устройства на горшок отработан до мелочей и ребенок начинает относиться к нему, как к совершенно обыденному, ничем не примечательному действию
Категория: Мои статьи | Добавил: Tatanita (25.09.2008)
Просмотров: 801 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017